Сложно отделаться от впечатления, что создание 6 сентября дублирующей функции ФАДН структуры в РГГУ продиктовано вызвавшим огромный резонанс митингом у посольства Мьянмы 3 сентября…
На прошедшей неделе ученый совет РГГУ одобрил создание при вузе Центра этнополитических и этнокультурных исследований, который займется мониторингом межнациональной ситуации в регионах. Интересный момент из статьи об этом в "Коммерсанте": "Начальник управления мониторинга, анализа и прогнозов ФАДН (Федеральное агентство по делам национальностей, создано указом Президента 31 марта 2015 года. – Авт.) Дмитрий Савельев отметил, что центр РГГУ собирается делать то же, что и агентство: мониторить СМИ, блогосферу, проводить полевые исследования". Логичен вопрос: зачем создавать две дублирующие структуры? Тем более что на самом деле даже не две, а гораздо больше.
Во-первых, их созданием еще ранее (когда не было ФАДН, но существовал исполнявший тогда его функции департамент по межнациональным отношениям при Министерстве культуры, при котором Владимир Мединский предлагал создать и мониторинговый центр) занялся Общероссийский народный фронт (ОНФ). "В декабре 2014 года региональное отделение Народного фронта организовало выездное заседание региональной рабочей группы ОНФ "Общество и власть: прямой диалог" по созданию в стране Центра мониторинга межнациональных отношений с участием главы Федеральной миграционной службы РФ Константина Ромодановского. Уже через полгода Центр начал свою работу", – читаем в публикации на сайте ОНФ от 16 ноября 2016 года.
Во-вторых, в целом ряде регионов с 2014 года аналогичные центры создаются при поддержке местных правительств на базе научно-исследовательских институтов. Причем, череду их появлений не прервало даже появление профильного федерального агентства. Так, в Омской области 12 августа 2015 года был открыт Центр мониторинга межнациональных отношений, 18 февраля 2016 года губернатор Приморского края Вячеслав Шпорт заявил о планах создания в регионе Центра мониторинга этнокультурных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций, и т.д.
Между прочим, структура с похожим названием – Центр по изучению и урегулированию конфликтов (ныне Центр этнополитических исследований) – существует с 1993 года в Институте антропологии и этнологии РАН и долгое время выпускала бюллетени и обзоры по состоянию межнациональной ситуации в регионах. Заместителем директора этого института является Владимир Зорин, в 2001-2004 годах как "министр без портфеля" курировавший национальную политику после упразднения Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации.
Региональный центр этнополитических исследований (первоначально инициатива в республике выдвигалась на полноценный Институт национальных отношений) с 1992 года действует в системе Дагестанского научного центра РАН и т.д.
Под деятельность этих структур подведена солидная организационная, кадровая (часто подчеркивается – лучшие ученые региональных вузов!), финансовая и техническая база, включая ту же систему мониторинга Интернета (и в частности блогов и соцсетей) "Лавина".
Но вся эта система показала невозможность отследить и предупредить о стихийном несанкционированном массовом митинге у посольства Мьянмы, собравшего 3 сентября в центре Москвы, по разным оценкам, от 500 до 2000 человек. Тем более – разрешить на месте проблему. Заниматься этим в отсутствие представителей профильной федеральной структуры пришлось оказавшимся на Никитском бульваре сотрудникам полиции, представителям национальных организаций и одной из северокавказских республик. Заявку на следующий такой митинг 8 сентября в мэрии решили не согласовывать, а место проведения в указанное время было огорожено решетками и занято автобусами ОМОНа.
Сложно отделаться от впечатления, что создание 6 сентября дублирующей функции ФАДН структуры в РГГУ продиктовано вызвавшим огромный резонанс – ввиду скандирования "Аллах акбар", угроз в адрес буддистов и заявлений о готовности пришедших идти на войну с таковыми – митингом у посольства Мьянмы 3 сентября.
Однако, если все существующие аналогичные центры на имеющемся кадровом и программном обеспечении этот митинг прошляпили, почему должен их заметить еще один такой же? Или маститые ученые мужи из РГГУ лучше знают соцсети и мессенджеры, где сейчас общается молодежь? Ведь речь идет не о выпуске сборников или проведении круглых столов – межнациональные проблемы уже буквально на улице.
Конечно, наличие независимых друг от друга исследователей – хорошо. Но речь идет о информации для актуальных оперативных решений. Вот завтра один центр мониторинга представит одни данные ("на нас идет ураган"), а другой – совсем противоположные ("ожидается полный штиль"). Чьим данным сотрудникам разных ведомств верить?
Хуже всего, что в такой ситуации никогда не оказывается ответственных непосредственно за решение проблем. Как говорится, у семи нянек – дитя без глаза.
Алексей Рылеев, член Бюро Президиума Политического совета партии "РОДИНА", руководитель аппарата исполкома Конгресса русских общин - специально для Русской народной линии