1 сентября 2004 года террористы захватили в заложники детей и взрослых, пришедших на линейку в школу № 1 северо-осетинского города Беслана. В результате погибли 334 человека, среди них 186 детей.
Вице-премьер Дмитрий Рогозин стал очевидцем этой трагедии. Свои воспоминания он оставил в книге "Враг народа".
"С первой минуты пребывания в Беслане мы понимали, что оказались в эпицентре масштабной катастрофы", - пишет Рогозин, в то время депутат Госдумы, председатель партии "РОДИНА".
"Вообще, террористы действовали грамотно. В отличие от некоторых наших излишне разговорчивых силовиков, самодовольно выбалтывающих по телевизору свои служебные тайны, бандиты полностью учли опыт "Норд-Оста", предусмотрев возможность использования спецслужбами газа и других спецсредств. А у нас даже не нашлось толковых переговорщиков и авторитетных посредников, способных добиться освобождения хотя бы части заложников", - отмечает Дмитрий Рогозин.
"Никакого особого плана, как спасать заложников, в оперативном штабе не было. Но и трусов среди тех, кто оказался в тот момент в Беслане, тоже не было – все были готовы идти добровольцами в школу в обмен на освобождение детей. Посовещавшись с моими товарищами, я предложил использовать нас – депутатов Государственной Думы – для вызволения из плена, по крайней мере, детей-дошкольников. Дзасохов поблагодарил меня и сказал, что наша помощь действительно может понадобиться, хотя силовики и Москва выступили категорически против такого варианта".
"Несмотря на наступление ночи, город гудел. Казалось, никто не спал. Суровые бесланские мужчины, вооруженные охотничьими ружьями и даже автоматами, тяжелым взглядом встречали и провожали каждого незнакомца", - вспоминает вице-премьер.
"…Беслан будет жить памятью <…> невинно убиенных детей и взрослых, - жертв террора…", - заключает в книге "Враг народа" лидер партии "РОДИНА" Дмитрий Рогозин.
Член Бюро Президиума Политсовета партии "РОДИНА" Алексей Рылеев:
- Эта трагедия навсегда останется в наших сердцах. Сотни детей, ни о чём не подозревая, после летних каникул, с цветами, в праздничной форме, с праздничным настроением… они шли в школу… и попали в кровавую мясорубку, в эту чудовищную ловушку. Мне часто приходилось бывать в Северной Осетии, быть на кладбище, которое образовалось в течение одного дня – жуткая картина.
Так же я бывал и в Бесланской школе… Этот кошмар – эти следы детской крови… Трудно говорить, трудно передать словами весь этот пропитанной детской кровью ужас. Когда мужчины не могут сдержать слёз, когда понимаешь – какой день выбрали эти… скоты… эти нелюди в человеческой коже. Беслановская трагедия – это предупреждение нашим потомкам до могут довести религиозно-сепаратистские настроения.
Эта трагедия, в первую очередь – урок власти. Зло нужно искоренять в зародыше. Беспощадно и без сантиментов. Мы помним этот день. Мы помним этих детей, учителей; мы помним воинов, погибших, спасая детей, ценою своей жизни вытаскивая их из горящей школы…
Трудно говорить. Трудно вспоминать. Но помнить это надо, чтобы больше такого не повторялось.
Председатель регионального отделения партии "РОДИНА" в Северной Осетии Владимир Писаренко:
- 1 сентября - скорбная дата в жизни Северной Осетии и трагедия для всей России. В 2014 году исполнится 10 лет со дня захвата террористами Бесланской школы №1, а все вроде как вчера случилось. Нападение произошло утром, во время праздничной линейки. Учителей, детей и их родителей в течение трех дней удерживали в заминированном спортивном зале без еды и воды. Во время штурма здания спецназом погибли 335 человек, 186 из них — дети.
С этого бесчеловечного теракта начался новый отсчет времени. Если по всей стране 1 сентября в День знаний звенит, разливается неугомонный праздничный звонок, зовущий ребят в школу, то в Северной Осетии начинаются дни скорби. К сожалению, этого забыть невозможно. Хочу напомнить о том, что надо ценить то, что мы имеем сегодня, и беречь стабильность, которая у нас есть. Мы, к сожалению, не учимся на своих ошибках.
Такие трагические события проверяют на мужество и стойкость наш единый многонациональный народ, волю которого сломить не удалось никому.