23 мая в эфир вышла программа "Правда?Да!" на телеканале ОТР с участием члена Бюро, идеолога партии "РОДИНА", сопредседателя Социально-патриотического клуба "СТАЛИНГРАД" Федора Бирюкова.
Тема программы: Легко ли быть НКО в России?
В ответ на вопрос ведущей, не происходит ли подмены понятий "публичная деятельность" и "политическая деятельность", Федор Бирюков ответил: В данном случае – нет, потому что политическая деятельность затрагивает именно политический момент, в том числе изменение государственной политики, государственного строя, взаимоотношений с государством, а публичная деятельность – это и проведение новогодней елки (публичное мероприятие). Речь идет о том, что именно сектор НКО, так получилось, наиболее опасен с точки зрения политической сферы.
Ведущая: А чем он опасен?
Федор Бирюков: Я вас слушал, вы сразу начинаете перебивать. Это, кстати, стиль НКО. Из-за этого стиля, из-за того, что сразу поднимается кипиш, из-за того, что никто не может ничего сказать, все эти законы так долго рассматриваются, и рассматриваются порой в закрытом режиме. Потому что именно среди НКО находятся те малые и большие центры западного влияния, которые в том числе выходили на Болотную, которые сегодня под видом борьбы с коррупцией занимаются подготовкой различных революционных и псевдореволюционных сценариев и так далее. В политических партиях все просто и понятно сегодня. Там есть достаточно жесткий механизм регулирования. И именно среди НКО вот эта противогосударственная сфера развивается.
Ведущая: Вы можете назвать какие-то конкретные НКО. Вы сказали – ходили на Болотную, принимают какие-то противогосударственные шаги. Кто это?
Федор Бирюков: Например, Фонд борьбы с коррупцией – это конкретный пример.
Ведущая: А чем плоха борьба с коррупцией? Чем это противогосударственно?
Федор Бирюков: Они занимаются не столько борьбой с коррупцией, сколько борьбой с конкретными персоналиями. Или, например, недавний скандал с панамскими офшорами, которые даже Ассанж признал, что это была частично заказуха. С российской стороны тоже участвовали какие-то определенные центры. Эта сфера нуждается в упорядочении. Другое дело, что, может быть, должна быть более открытая дискуссия. Но даже из нашего разговора сегодня понятно, что и стороны НКО, и стороны государства не совсем понимают все нюансы. Потому что сфера сложная, она только формируется. А вообще политикой занимаются и политические партии, и некоммерческие организации, и государственные структуры. Это широкая сфера, это океан.
Ведущая: То, что политикой занимаются политические партии – это как раз очевидно. Они борются за власть. То, чего не делают НКО.
Федор Бирюков: НКО могут участвовать в этом посредством аффилирования с какими-то политическими партиями, что тоже происходит. Особенно на либеральном фланге.
Ведущая: Федор, а какие есть варианты для НКО финансирования, если получение денег из зарубежных фондов влечет за собой осложнение работы для НКО, что делает в свою очередь российское государство, какие есть способы получения средств от российского государства?
Федор Бирюков: Российское государство выделяет гранты.
Ведущая: Их достаточно для того количества НКО, которое существует в России, и для объема их работ?
Федор Бирюков: Я слышал только жалобы от патриотических НКО, что гранты тяжело получить. Парадоксально, что именно либеральный сектор с легкостью получает эти гранты. В прошлом году несколько моих знакомых не получили, которые занимаются в том числе патриотической политической деятельностью, им по техническим причинам было отказано. То есть в принципе, конечно, грантовая система худо-бедно, но позволяет.
Ведущая: А бизнес у нас заинтересован поддерживать НКО?
Федор Бирюков: Бизнес вообще заинтересован в том, что приносит прибыль. Это и российский бизнес, и зарубежный. Когда мы говорим о финансировании организаций из-за рубежа, мы должны понимать, что там тоже деньги не просто так даются, даже на изучение птиц. Вы понимаете, что отчетность и конечная цель, которая может быть даже неизвестна исполнителем, она все равно требует достижений.
Ведущая: Но у нас есть система, которая позволяет сегодня бизнесу быть заинтересованным в финансировании НКО?
Федор Бирюков: Государство выделяет деньги, гранты, даже выделяет… Партия "Яблоко" была упомянута – она ведь получает государственное финансирование, как получившее 3% на выборах. То есть государство…
Ведущая: Но они политическая партия все-таки. Они не НКО.
Федор Бирюков: НКО большие суммы получают. В зависимости от размаха деятельности, целеполагания и так далее. Другое дело, что… В нашем диалоге словосочетание "иностранный агент" носит абсолютно негативный характер.
Ведущая: Это в сознании многих людей, мне кажется.
Федор Бирюков: Я бы с этим поработал. Это не стоит обязательно обозначать негативным маркером. Иностранный агент – это может быть действительно НКО, которая действует в интересах и в сотрудничестве с третьей стороной, но не обязательно во вред России. И тогда она действительно не имеет права заниматься политической деятельностью. Все остальное – пожалуйста. Речь идет действительно о тех организациях, которым необходимо поставить некий фильтр на пути в политическую реальность, если они выполняют задание зарубежных центров. А это так. Если из-за рубежа поступают деньги, это есть задание, которое должно быть выполнено. Иначе денег не будет. Это ведь та же самая американская практика. И если наша коллега сегодня говорила, что закон не такой жесткий, все через запятую. Но, опять-таки, у меня есть примеры, когда американским профессорам, которых приглашали в Россию почитать здесь лекции просто о многополярном мире, очень жестко не рекомендовали у себя в институтах, иначе им грозилось лишение грантов, заработной платы и так далее. Это то же самое. Мы живем в таком мире, где приходится ставить порой эти достаточно жесткие рамки. Это такова реальность.
В конце программы Федор Бирюков выразил надежду, что "представители НКО все-таки перестанут испытывать так часто чувство шизофрении, паранойи и ужаса, займутся своей деятельностью, и бизнес будет вкладывать в них деньги, если деятельность будет действительно эффективна и приносить и общественную пользу, и пользу бизнесу, в том числе в плане рекламности".