19 июля по старому стилю исполнилось 120 лет величайшему советскому поэту Владимиру Маяковскому. Своё отношение к поэту и его творчеству высказали представители и соратники партии "РОДИНА".
Главный редактор газеты "Завтра", член Бюро Президиума Добровольческого движения особого назначения (ДОН) в поддержку армии, флота и оборонно-промышленного комплекса Александр Проханов:
- Маяковский является к нам в этот юбилей таким же молодым, двадцатилетним, с дымящейся папиросой в зубах, оттопыренной нижней губой, в кепке, руки в карманах. Человек, который идёт сквозь улюлюкание и похабщину, которая льётся на великую красную эру. В жизни Маяковского есть несколько этапов, которые на самом деле являются одной огромной жизненной синусоидой. В первый ранний этап он формировал взрыв, связанный с опрокидыванием ветхого, тухлого, сгнившего. Это был предреволюционный Маяковский, который эпатировал кликуш, ханжей, омерзительных святош своими высказываниями, такими как "Я люблю смотреть, как умирают дети".
На самом деле человека более нежного, страдающего, любящего, пугающегося открытого зла, чем Маяковский – трудно придумать. Он формировал эстетику взрыва. Взрыв только копился, а Маяковский создавал его ритмы. И он на этом взрыве, как на катапульте, ворвался в русскую историю. Это первый его период, может быть, ещё лабораторный, когда раствор или сплав варился в открытом революционном тигеле.
Маяковский сложился как гений именно в недрах революции и гражданской войны. Его о потрясающие поэмы были поэзией поднимающейся красной зари. Чтобы ни говорили о "Купании красного коня" Петрова-Водкина, или стихотворениях Маяковского после гражданской войны – это одна и та же красота, одни и те же возвышенные красные чувства. Здесь Маяковский шёл абсолютно в унисон со временем, в унисон с этими энергиями. Сталин, воспитанник классической культуры, воспитанник семинарии, воспитанник русской классики, тем не менее, назвал Маяковского самым крупным поэтом-современником. Сквозь эстетически чуждые ему формы угадал вихрь, имя которому Маяковский.
В период, когда строилось государство, когда государство вкладывалось в свои институты, в пятилетки, для Маяковского наступил черновой период. Это было уже не романтическое время, но время молотобойца, сталевара. Он требовал, чтобы Сталин в своих отчётах на Политбюро, наряду с отчётами о стали, говорил о плавке стихов, о плавке новой культуре. Здесь Маяковский встречал гигантское сопротивление рудиментарных, отрицающих реальный авангард слоёв. Он глумился, боролся, уставал. На него наседали все эти клопы, которые сосали из него кровь. Мир казался ему мистерией-буфф, с которой он сражался, пытаясь выстроить новую иерархию смыслов.
Последний его период настал, когда он написал:
Я не спешу
и молниями телеграмм
мне незачем тебя
будить и беспокоить
Металл не выдержал напряжения. Мощный голос крови и революции амортизировался. Она больше не мог работать, сверкать. И он уничтожил себя, как может быть уничтожают такие роботы, запрограммированные на определённую задачу, после выполнения которой аннигилируются. Он не смог пережить момента, когда жгучий лучистый энергетический сгусток революции, был превращаем Сталиным в танки, самолёты, в армию, в судебные процессы, в беспощадную схватку за грядущую победу. И он ушёл.
Сегодня, сталкиваясь с бессмысленностью, беспомощностью отвратительного гламура, мы со всё большим восхищением смотрим на исчезнувшую красную эру. Эта красная эра стоит перед нами как загадочное, несколько инопланетное в истории русской культуры, явление. Маяковский действительно, словно инопланетянин, что явился на землю, и посмотрел нам в глаза своим глубинным, огненным, тоскующим, ненавидящим и обожающим взглядом. Хвала Маяковскому!
Член Бюро Президиума Политсовета партии "РОДИНА" Алексей Рылеев:
- Маяковский - один из столпов русской поэзии, который навсегда останется в памяти русских людей. Его творчество было востребовано в смутное время, в тяжелейшее время для всей России, и также будет вдохновлять ещё не одно поколение наших потомков.
Литератор, член Президиума Политсовета партии "РОДИНА" Фёдор Бирюков:
- Маяковский – мой любимый поэт. Мне всегда нравились его бунтарство, эстетический радикализм, воинственность. В нём это всё было очень органично и честно. Маяковский умел сочетать искусство и политику, поэзию и гражданственность. Отливал из слов – пули, разящие наповал! В его стихах – энергия масс, оружейный огонь, гулкая поступь марширующей Истории. У Маяковского неодушевлённая материя оживала, маузеры говорили, а водосточные трубы в руках Мастера превращались в поющие флейты. Сегодня он мог бы стать рок-звездой, к примеру, "заводить" стадионы. Мощнейший человек! Популярность и одиночество, трагическая развязка...
Но для настоящего поэта подобные вещи неизбежны. И сквозь атакующий рёв революционных толп в стихах Маяковского можно услышать этот голос одиночки, "анарха", "свободного ума". Как раз такого, каким он предстаёт сегодня перед нами на Триумфальной площади в Москве – большим, возвышающимся над толпой, отстранённо-грозным... Словно маяк на утёсе посреди шторма.
Мне часто в различных ситуациях вспоминаются строчки из Маяковского. Когда, например, я сталкиваюсь с чиновничьим маразмом, то всегда цитирую: "Я волком бы выгрыз бюрократизм. К мандатам почтения нету. К любым чертям с матерями катись любая бумажка". Отлично сказано!
Председатель регионального отделения партии "РОДИНА" в Самарской области Сергей Мирошниченко:
- Маяковский. Для многих поколений Россиян фигура неоднозначная, грандиозная и до величия одарённая. Кому-то он не нравится, а кто-то его до сумасшествия обожал. Но нет людей безразличных. Человек-эпоха!. Человек- "линкор"! Человек-патриот! Так выразил он суть своего бытия: Я бы глаз лучами грыз ночи О, если б был я тусклым как солнце. Очень мне надо сияньем моим поить Земли отощавшее лонце! Несмотря на короткую, но яркую жизнь Маяковский внёс огромный вклад во многие сферы пролетарского и русского искусства. Поэт, сценарист, актёр, Человечище! И сегодня ему 120… Конечно, значение для культуры страны огромно и несоизмеримо с простой сухой строчкой о нём.